Позиция АЦ «Семейная политика.РФ» нашла отражение в заключении Общественной Палаты

Материалы и выступление представителей Центра на слушаниях по закону о социальном патронате повлияли на содержание экспертного заключения Общественной Палаты РФ.

Мы уже сообщали, что 21 мая 2012 года руководители Аналитического центра «Семейная политика.РФ» приняли участие в слушаниях в Общественной палате, посвященных обсуждение законопроекта о социальном патронате (законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства»). На слушаниях была представлена позиция экспертов Центра, изложенная в аналитическом докладе Центра о данном законопроекте.

К сожалению, в экспертном заключении, опубликованном Общественной Палатой РФ по результатам слушаний, этот законопроект, который АЦ «Семейная политика.РФ» оценивает отрицательно, был в целом одобрен.

Тем не менее, в изложенных в заключении Общественной Палаты РФ критических замечаниях к законопроекту нашли отражение некоторые важные замечания экспертов Центра.

Общественная Палата РФ согласилась с тем, что существует опасная неопределенность в формулировках тех оснований, с которыми законопроект связывает установление социального патроната, и это может повести к необоснованным вмешательствам в семейную жизнь граждан.

В заключении указывается:

«Основная озабоченность в связи с данным законопроектом состоит в потенциальной угрозе существенного расширения вмешательства государства в жизнедеятельность семьи. Действительно законопроект повторяет и даже усиливает деструктивные положения, внесенные Федеральным законом от 24.04.2008 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в часть 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации, согласно которым на органы опеки и попечительства возлагается защита прав и интересов детей в случаях, когда родители не обеспечивают «их нормальное развитие и воспитание». Установленная федеральным законом возможность вмешательства в жизнедеятельность семьи на основе неопределенного и субъективно толкуемого слова «нормальное» недопустимо. И столь же недопустимо использование в данном контексте в экспертируемом законопроекте (абзац 1 пункта 3 статьи 2) не менее неопределенного понятия родителей «отрицательно влияющих» на поведение ребенка.

Таким образом, предлагается полностью исключить эти неопределенные понятия из  законопроекта, а также дополнить его положением, исключающим эти понятия из статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации».

Напомним, что в нашем аналитическом докладе, представленном на слушаниях в Общественной Палате, в частности, содержались следующие рекомендации:

  • исключить возможность установления социального патроната органами опеки и попечительства при выявлении «обстоятельств, препятствующих нормальному воспитанию и развитию» ребенка, поскольку указанная формулировка является существенным коррупциогенным фактором;
  • в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ слова «либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию» исключить;
  • в абзаце седьмом ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» слова «и (или) отрицательно влияют на их поведение» исключить.

Комментируя экспертное заключение Общественной Палаты РФ генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ» Павел Александрович Парфентьев отметил:

«То, что позиция наших экспертов была в некоторой мере учтена в заключении Общественной Палаты РФ – безусловно, позитивный факт. При этом я должен сказать, что наши оценки не изменились – мы считаем, что в предложенном виде такой законопроект принесет значительно больше вреда институту семьи, чем пользы семье и детям, особенно в долговременной перспективе. Эта точка зрения опирается на серьезные правовые аргументы и на данные о применении схожих программ за рубежом. Надеюсь, что аргументированная позиция, отраженная в документах нашего Центра, будет учтена в Государственной Думе РФ и Совете Федерации».