Неправомочные действия Комитета ООН по правам ребенка

Комитет ООН о правах ребенка уже многократно действовал за пределами своих полномочий, поэтому принятие нового протокола к Конвенции о правах ребенка,  вероятно, поведет к негативным последствиям для семьи в России.

Резюме аналитического доклада

Доклад «Неправомочные (ultra vires) действия Комитета ООН о правах ребенка и новый Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка (Код документа  АЦ «Семейная политика.РФ»: INT-12-034).

В аналитическом докладе рассмотрены проблемы, имеющие отношение к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений (документ ООН A/RES/66/138). Обращается внимание на такие проблемы, связанные с Протоколом, как:

  • изъяны процедуры его разработки;
  • ослабление значения национального законодательства и судопроизводства;
  • размывание нормами Протокола принципа исчерпания внутренних средств защиты нарушенного права;
  • потенциальное умаление значения семьи вследствие применения Протокола.

В связи с тем, что Протокол наделяет Комитет по правам ребенка новыми полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение Конвенции о правах ребенка (включая жалобы детей), особое внимание уделено неправомочным (ultra vires) действиям Комитета в прошлом. С озабоченностью отмечается, что многие действия Комитета могут рассматриваться, как:

  • противоречащие принципу суверенного равенства государств-членов (ст. 2 Устава ООН);
  • выходящие за пределы мандата Комитета;
  • противоречащие достигнутому межгосударственному консенсусу или не основанные на нем.

В частности, за время своей деятельности, Комитет:

  • оказывал на государства давление с целью изменить их законодательство об абортах вопреки межгосударственному консенсусу и не имея для этого оснований в международных договорах о правах человека;
  • косвенно продвигал спорные концепции, по поводу которых отсутствует установившийся межгосударственный консенсус (легализация однополых сексуальных связей, юридическое признание однополых браков и партнерств, декриминализация проституции);
  • без каких-либо оснований в Конвенции, иных международных договорах в области прав человека, и вопреки Каирской программе действий и Пекинской платформе действий, получившим некоторое межгосударственное признание на уровне ООН, требовал от государств осуществлять сексуальное образование детей вне зависимости от согласия их родителей и изменять национальные законы, чтобы обеспечить доступ детей к услугам в области репродуктивного здоровья без ведома и согласия их родителей;
  • посредством неправомочной (ultra vires) интерпретации Конвенции неправомерно создал новое, не следующее из нее «обязательство» государств-участников (законодательно запретить телесные наказания детей в семье), после чего императивно требовал его исполнения, включая изменение национальных законов;
  • вопреки принципу суверенного равенства, не имея для этого оснований в Конвенции, требовал от государств ратификации еще не принятых ими международных соглашений.

Показано, что все эти действия Комитета (документально подтверждаемые Приложением), вне зависимости от этической оценки их содержания, являются неправомочными (ultra vires). Они должны быть признаны нарушающими принцип суверенного равенства и выходящими за рамки мандата договорного органа. Неправомочные действия Комитета, хотя и не имеют прямых юридически обязывающих следствий, оказывают серьезное влияние на правовую ситуацию в государствах-участниках Конвенции о правах ребенка. Они влияют на национальную практику правоприменения, внесение изменений в национальное законодательство и принятие международными органами обязывающих решений.

Неправомочные (ultra vires) действия Комитета по правам ребенка могут серьезно угрожать устойчивости системы международного права прав человека, суверенитету  государств-участников, культурной идентичности проживающих в них народов и положению института семьи, которая «является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16.3 Всеобщей декларации прав человека), в том числе и со стороны международного сообщества.

В этих условиях признание новых полномочий Комитета со стороны государств-участников путем подписания и ратификации Протокола представляется нецелесообразным и небезопасным.

Доклад указывает, что для исправления сложившейся ситуации с неправомочными (ultra vires) действиями Комитета, вызывающими обоснованную озабоченность, государства-участники могут использовать ряд инструментов, среди которых:

  • отказ от ратификации факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений, до проведения соответствующей реформы деятельности Комитета;
  • возможность делать заявления о толковании Конвенции;
  • возможность указывать на пределы полномочий (мандата) Комитета в ответах на его запросы о дополнительной информации в связи с периодическими докладами;
  • предупреждение о возможности денонсации Конвенции в случае, если не будет проведена соответствующая реформа деятельности Комитета;
  • активное участие государств-участников в процессе реформы договорных органов ООН с тем, чтобы их деятельность была приведена в строгое соответствие с их мандатами, сделана более прозрачной и поставлена под более эффективный контроль государств-участников Конвенции.

Эти инструменты после надлежащей оценки последствий их применения могут в различном сочетании использоваться государствами для защиты прав их суверенных народов,  института семьи, а также своей культурной, религиозной и нравственной идентичности.

Скачать резюме аналитического доклада (pdf)

Cкачать полный текст аналитического доклада (pdf)

Cкачать полный текст приложения к аналитическому докладу (pdf)