Резолюция российских слушаний повлияла на решение в Совете Европы

Резолюция российских и украинских общественных организаций в защиту семьи повлияла на дискуссии о проекте новых рекомендаций Комитета Министров Совета Европы.

Как известно нашим читателям, в октябре более 80 российский общественных организаций, включая Межрегиональную общественную организацию «За права семьи», по итогам публичных слушаний, посвященных антисемейной политике Совета Европы и других международных государств и ее влиянию на жизнь семьи в России, приняли резолюцию, посвященную документу, к принятию которого готовится Комитет Министров Совета Европы – проекту «Рекомендаций по правам и правовому статусу детей и родительской ответственности». Текст резолюции на английском языке был направлен представителям государств – членов Совета Европы, в том числе в представительство Российской Федерации.

Недавно стали известны первые результаты этого шага представителей гражданского общества России. Ниже приведен подготовленный МОО «За права семьи» неофициальный перевод фрагмента пресс-релиза Европейского Центра права и справедливости, посвященного дискуссиям вокруг проекта нового документа Совета Европы о семье [1].

«Дискуссия по проекту Рекомендаций

С 12 по 14 октября 2011 года Европейский Комитет по правовому сотрудничеству (CDCJ) обсуждал проект «Рекомендаций по правам и правовому статусу детей и родительской ответственности», подготовленный комитетом экспертов по семейному праву. CDCJ включает представителей большего числа государства, чем комитет экспертов по семейному праву, и включает представителей государств, имеющих статус наблюдателей при Совете Европы (таких как Канада, Святой Престол, Япония, Мексика и США), и других участников (таких как Руководящий Комитет Совета Европы по биоетике, ECtHR и ряда заинтересованных негосударственных организаций).

Святой Престол и Российская Федерация внесли предложения по изменению положений документа, вызывающих наибольшие споры, включая Принципы 11, 12 и 17. Ряд стран, включая Армению, Азербайджан, Мальту, Молдову, Польшу, Россию, Сербию и Украину открыто поддержали предложенные изменения; другие государства Восточной Европы, входящие в СЕ, однако, не заняли определенной позиции. Вместе с тем некоторые страны запада, во главе с Нидерландами и Австрией (и включая Бельгию, Германию, Великобританию, Португалию, Грецию, Норвегию и Финляндию) выступили против изменения положений документа и выступали за сохранение первоначального текста. Ряд негосударственных организаций сыграли важную роль в упорном отстаивании естественного и традиционного, в частности 80 российских и 10 украинских организаций приняли резолюцию, в которой потребовали от Совета Европы с уважением отнестись к естественной и традиционной семье.

Наиболее серьезным изменением в результате этих дискуссий стало исключение из Принципа 17 параграфа 3, которые устанавливал способ определения материнских прав для женщины, являющейся супругой, зарегистрированным партнером или сожительницей матери, ребенок которой был зачат с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Некоторые отсылки на дискуссию, имевшую место в связи с этим изменением были включены в текст Пояснительного Меморандума. Был ограничен правовой эффект Принципов 11 и 12, касающихся презумпции родительских прав фактически сожительствующих пар и регистрированных партнеров разного пола.

Читать полный текст на английском

Таким образом, совместный шаг российских и украинских организаций, направленный на защиту естественной и традиционной семьи, уже принес некоторые плоды. Следует особо отметить, что в результате произведенных изменений, из текста исчезла единственная прямая ссылка на родительские права гомосексуальных пар. Здравая позиция Российской Федерации в дискуссии о документе получила необходимую поддержку гражданского общества.

В любом случае мы сделали важный шаг, явным и открытым образом заявив о своей позиции на уровне Совета Европы – о позиции сторонников естественной (традиционной) семьи, сохранения ее уникального места в обществе, защиты ее от угрожающих ей разрушительных тенденций, сохранения отечественной культуры семейной жизни и воспитания детей.

К сожалению, в новой версии документа все еще сохраняется ряд опасных, по существу антисемейных положений, затрагивающих, прежде всего, естественные права родителей в отношении детей. Мы надеемся, что сможем оказать определенное влияние на эти положения документа на новом этапе его рассмотрения, когда, в конце ноября его будет окончательно дорабатывать Комитет Министров Совета Европы.

Мы уверены, что необходимо продолжить ясно озвучивать нашу общую позицию на уровнях Совета Европы и других международных организаций.

Своим свидетельством верности незыблемым семейным ценностям, Россия призвана либо отвоевать эти организации для семьи и ее благополучия, либо выйти из этих организаций, если станет очевидно, что они упорно, игнорируя голос общества, настаивают на нелегитимных, противоречащих интересам любого суверенного народа, антисемейных нормах.


[1] Европейский Центр права и справедливости (European Centre for Law and Justice) – влиятельная европейская некоммерческая организация, отстаивающая права христиан в современной Европе и во всем мире, право нерожденных детей на жизнь и т.п.