Cовременные западные подходы к образованию плохо влияют на успеваемость и мотивацию мальчиков

ID-10033407_bАмериканские и европейские ученые доказали, что современная западная система образования ущемляет интересы мальчиков, приводя к стремительному снижению их успеваемости.

Сегодня в университетах – особенно в гуманитарных – а также в музеях, театрах, на концертах присутствуют, в основном девушки и женщины. Многие задаются вопросом: почему же мужчины настолько вытеснены из «культурной жизни», не заинтересованы в гуманитарном университетском образовании? Приводятся различные весомые доводы, такие как невозможность прожить на заработную плату ученого или педагога, непристижность, невозможность устроиться на работу – все эти факторы существенны, но проблемы с заинтересованностью молодых людей в образовании и самообразовании не объясняет. Такова ситуация в России, однако, подобную тенденцию заметили также ученые в Европе и Америке.

Доктора Кен Харланд и Сэм Маккриди из Ульстерского университета обратили внимание на то, что за последние десятилетия произошло катастрофическое падение успеваемости мальчиков и молодых людей. Недавно они смогли подобрать метод, которым можно было бы объективно диагностировать данную проблему, и провели лонгитудинальное  исследование по заказу Министерства образования и Министерства юстиции Северной Ирландии. Ученые обнаружили «системные ошибки» в методике оценки успеваемости, которые ставят мальчиков в невыгодное положение, крайне негативно влияя на их мотивацию. Особенно подвержены проблемам с успеваемостью и здоровьем оказались мальчики из бедных семей.

На протяжении пяти лет (2006-2011) ирландские ученые наблюдали процесс обучения 378 мальчиков (с 11 до 16 лет) в девяти школах Северной Ирландии, уделяя особенное внимание опросам самих учеников относительно методик преподавания, атмосферы в школе, факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость, усвоение материала и т.д. Полученные данные показали, что, во-первых, современные стандарты образования не учитывают особенностей мышления и психологии мальчиков, во-вторых, приводят к тому, что мальчики повсеместно получают заниженные оценки, не соответствующие их настоящим знаниям и умениям. Слова одного из опрошенных учеников попали на страницы газет: «Учителя должны лучше понимать, как мальчишки думают и почему поступают так, а не иначе. А так они просто не в теме». Сами ученики настаивали на том, что оценки – главное препятствие в их учебном процессе. Доктор Харланд замечает, что хотя опрошенные учителя и признавали тот факт, что большинство мальчиков в их классах имеют низкую успеваемость, большинство не принимало это в расчет при выборе стиля преподавания или подхода к ученикам.

В чем же кроется причина подобной несправедливости и непонимания со стороны учителей? В 70-е гг. XX в. феминистки постоянно жаловались на то, что в школе поощрялось «мужское мышление». Заучивание фактов, дат, формул – все это, утверждали они, не подходит для девочек. Феминистические лозунги и требования в корне изменили систему подготовки учителей и стандарты преподавания. Министры образования и специалисты повсеместно приветствовали введение новой, «более справедливой» методики преподавания, во главе угла которой оказались некогнитивные и социоэмоциональные навыки, а не знания как таковые. В результате этого успеваемость мальчиков, будущих мужчин, оказалась под угрозой.

Повсеместное распространение левой идеологии американского феминизма привело к фактическому вытеснению мальчиков из образования практически во всех странах западного мира. Представление о том, что девочки отстают от мальчиков, и в настоящее время лейтмотивом любой дискуссии на тему образования среди законодателей и практиков не только в Европе и Америке, хотя все исследования показывают, что ситуация стала обратной. Учителя стремятся защищать «интересы» девочек, ориентируясь в оценке всех учеников прежде всего на социоэмоциональные факторы, и стараясь избежать того, чтобы недооценить девочек. Доктор Корнуэл утверждает, что в результате такого отношения оценки, которые учителя дают своим мальчикам, не коррелируют с данными проверочных работ, и выигрывают от этого несоответствия всегда девочки.

Как писала автор книги «Война против мальчиков: как ложно понятый феминизм портит жизнь молодых людей» Кристина Хофф Соммерс, «идея о том, что школы и общество подавляют девочек, породила целый ряд законов, направленных на то, чтобы возместить нанесенный им ущерб и лишить мальчиков несправедливого превосходства». В другой своей книге автор продолжила мысль: «Это считается всем известным фактом. Но это неправда». Она вспоминает известный случай в нью-йоркской школе Скарсдэйл: там на собрании, посвящённом успеваемости, один из учеников выступил с докладом о том, что девочки не то что не находятся в заведомо невыгодном положении – наоборот, намного опережают мальчиков (по их же собственным школьным записям).

Исследование на тему успеваемости мальчиков провел также профессор Университета Джорджии Кристофер Корнуэл, профессор Университета Джорджии, который пришел к сходным выводам. Он доказал, что, действуя в рамках пропитанной теориями феминизма парадигмы образования, педагоги с самых первых классов систематически переоценивают успехи девочек и недооценивают достижения мальчиков.

Доктор Корнуэл проанализировал результаты тестов и даваемые детям учителями оценки, начиная с подготовительной школы и до пятого класса и обнаружил, что преподаватели всех дисциплин оценивают мальчиков ниже, чем следует из результатов тестов. Причина кроется в том, что учителя и преподаватели (по статистике в большинстве своем женщины) дают мальчикам оценки без опоры на объективные результаты тестов. Мальчики регулярно получают заниженные по сравнению со своей реальной академической успеваемостью отметки. Мальчики значительно отстают от девочек по отметкам, несмотря на то, что тесты по математике они решают не хуже девочек, а по другим естественным наукам – намного лучше.  

Как выяснилось, после пятого класса оценка успеваемости ученика становится вопросом «субъективной оценки ребенка учителем» и в еще меньшей степени ориентируется на объективные данные тестов. По словам доктора Корнуэла, учителя предпочитают оценивать детей по их «социоэмоциональным навыкам». Это оказывает значительное влияние на их дальнейшие успехи, так как, при всей важности тестов, будущее учеников зависит от выставляемых учителями оценок. Если же устранить фактор некогнитивных навыков, разрыв между мальчиками и девочками по чтению практически полностью исчезает. По словам ученого, он был «удивлен», что мальчики, хотя и обгоняют девочек по математике и естественным наукам, отстают от них по оценкам учителей. Более того, подобное неравенство между полами в плане академических успехов оказывается намного серьезнее неравенства между разными этническими группами. Доктор Корнуэл отмечает, что «разрыв между мальчиками и девочками в оценках по чтению больше, чем между светлокожими и темнокожими учениками на 300 с лишним процентов», а по совокупности дисциплин он составляет 40%.

Заниженные оценки – далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются в настоящее время мальчики. Непомерная и неразумная увлеченность идеями защиты девочек и гендерного уравнивания привела к тому, что судьбы молодых людей оказались под угрозой. Исследователи призывают учителей и социальных работников обратить внимание на потребности и мышление мальчиков, скорректировать образовательные и воспитательные программы, чтобы дать им возможность выучиться и состояться в жизни.

Harland, K. And McCready, S. (2012) Taking Boys Seriously: A Longitudinal Study into adolescent male School-Life Experiences in Northern Ireland. Department of Education and Department of Justice, Centre for Young Men’s Studies Publication  

Image courtesy of [image creator name] / FreeDigitalPhotos.net